среда, 18 ноября 2009 г.

Искусство презентации. Что это такое?

Прежде, чем изучать что-либо, необходимо узнать – а чему именно мы хотим научиться. Что именно изучаем. В противном случае есть шанс выучить немецкий язык вместо английского, а потом возникает естественное недоумение – почему это англоговорящие люди совершенно вас не понимают.Принято считать, что презентация – это представление товара (продукции, услуг) в определенной форме. Но это же относится и к рекламе. Ведь что такое реклама, как не представление чего-либо? Чем же отличается реклама от презентации?
         
Многие считают, что презентация – это та же реклама, только несколько растянутая во времени и более подробная. Однако, презентация отличается от рекламы не только затраченным на ее просмотр временем либо дополнительными подробностями о качестве товара, включенными в рекламный ролик. Презентация есть представление какого-либо товара (продукта, услуги, идеи) в определенной, общедоступной форме. Реклама тоже является представлением товара (продукта, услуги, идеи), но отличительная особенность рекламы заключается в том, что ее утверждения аксиоматичны. Реклама утверждает безоговорочно: данный товар (продукт, услуга, идея) являются наилучшими в мире. Презентация же больше похожа на теорему, если пользоваться математическими терминами. Презентация доказывает, что данный товар (продукт, услуга, идея) является наилучшим в мире.

Искусство презентации – это искусство построения доказательства.

 В начале было слово. И слово это было – «почему?». Презентация призвана ответить на все «почему?». Почему самые лучшие бананы – желтые, почему стиральный порошок предпочтительнее хозяйственного мыла, почему «Орбит» — самая сладкая жевательная резинка без сахара.
Самая первая презентация в мире состоялась, когда некий неандерталец со свежеотпавшим хвостом, решил поухаживать за симпатичной неандерталочкой. Причесав вечно взъерошенную шерсть, он собрался на свидание. Прихватил с собой цветок папоротника и мамонтовую ногу – для романтического ужина. Но, придя к предмету своей мечты, он обнаружил там конкурента. Конкурент был обладателем самого роскошного хвоста во всем неандертальском племени. По этому хвосту, кокетливо перевитом полосками шкуры тиранозавра, вздыхала вся женская половина неандертальцев. Конкурент держал под мышкой свернутую шкуру саблезубого тигра и поглядывал на неандертальскую Дульцинею  с абсолютной уверенностью в своей победе.
Бесхвостый неандерталец сник. Еще бы, у него не было хвоста, а подношение казалось жалким по сравнению с тигриной шкурой. Известно ведь, что женщины любят меха куда как больше, чем готовить ужин, пусть даже самый романтичный. Что оставалось делать незадачливому ухажеру? Только доказать, что он – лучший, более предпочтительный вариант. Мамонтовая нога никак не котировалась рядом с тигриной шкурой. Поэтому наш неандерталец решил сделать упор на свое единственное отличие от остальных. На бесхвостость.
- Без хвоста – лучше! – заявил он, держа наперевес, как дубину, мамонтовую ногу.
- Ничего подобного! – сообщил конкурент, игриво подергивая длинным хвостом. – С хвостом удобнее!
Дульцинея растерянно переводила взгляд с одного ухажера на другого. Что выбрать? Кого? Этого, с мамонтовой ногой? Или того, со шкурой? Опять же, хвост… С хвостом как-то привычнее. Да и зимой теплее. И она пошевелила собственным маленьким хвостиком.
Бесхвостый понял, что решительно проигрывает. Устоявшиеся представления не могли исчезнуть в результате голословного рекламного утверждения. Мало ли, кто что скажет! Что делать? Дульцинея уже нежно скалилась на тигриную шкуру, явственно представляя себя в полосатой набедренной повязке. Свежая мамонтовая нога внезапно показалась тухлой и привлекательной исключительно для мух. Ситуация требовала неординарного решения.
И он понял, что делать! Пользуясь неандертальской логикой, он ударил конкурента мамонтовой ногой, одновременно наступив на шикарный, ухоженный хвост. Конкурент, не ожидавший нападения, запнулся о собственный хвост и упал. Полоски тиранозавровой кожи осыпались палыми листьями.
- Больно… — проскулил хвостатый, тыча пальцем в сломанный хвост. Тигриная шкура валялась в грязной луже и выглядела совсем непрезентабельно. – Очень больно…
- То-то, — гордо подбоченился бесхвостый. – Я же говорил, что без хвоста лучше. Вот, полюбуйтесь!
Дульцинея хохотала и хлопала в ладоши.
Это был переломный момент всей человеческой истории – хвосты окончательно и бесповоротно вышли из моды. А все благодаря правильно проведенной презентации.
А ведь стоило только бесхвостому неандертальцу остановиться на рекламном заявлении: «Без хвоста – лучше!» — и все. Дульцинея ушла бы к другому – не забывайте, ухаживания конкурента подкреплялись тигриной шкурой. А мы по сей день, возможно, жили бы на деревьях, занимались бы наскальной графикой и запекали бы мамонтовые ноги в углях.
Однако, на вопрос «почему?» можно отвечать по-разному. К примеру, бесхвостый неандерталец мог начать с измерения кривизны позвоночника, рассуждать о прочности скелета и об удобстве прямохождения, при котором хвост, несомненно, мешает, о величине головного мозга и отстоящем большом пальце руки. В результате получился бы научный трактат, содержащий, вне всяких сомнений, множество полезных и верных сведений, но Дульцинея отправилась бы к счастливой семейной жизни с обладателем тигриной шкуры. Она просто ничего бы не поняла в объяснениях воздыхателя. Вы же понимаете, что в анатомии и физиологии разбираются только специалисты, а интересны эти науки в основном студентам мединститутов.
Отсюда можно сделать вывод, что ответ на вопрос «почему?» должен быть ясным каждому, а не только специалисту.
То есть: 

Презентация = Реклама + Обоснование данной рекламы + Доступная подача материала.

 
Теперь, когда известно, что именно мы хотим узнать, можно идти дальше. Рассматривать непосредственно презентацию, учитывая ее составляющие: рекламу товара (продукта, услуг, идеи), обоснование рекламного утверждения и обязательную доступность и понятность для потенциальной аудитории этих обоснований.
Многие предпочитают передоверять создание презентации профессионалам – и в этом, разумеется, есть смысл. Однако, если заказчик сам не представляет весь процесс создания презентации, то он не может и сформулировать чего же он действительно хочет. Результат подобного «испорченного телефона» мы можем наблюдать на многих выставках: стенды оформлены красочно, ярко, но вот что именно представляет данная компания на данном стенде – понять зачастую затруднительно. И, как следствие, посетитель такой презентации уходит в некотором недоумении: а что же, собственно говоря, ему показывали? А главное – зачем? Эта нестыковка желаемого с действительным происходит вовсе не потому, что профессионалы плохо работали. Ничего подобного! Они выложились изо всех имеющихся сил и фантазии.  Однако они – специалисты по созданию презентаций, а вовсе не специалисты по тому товару (продукту, услуге, идее), который требовалось представлять. Только гармоничная работа заказчика и исполнителя может дать необходимый – то есть, положительный, — результат. Но если для специалиста по созданию презентаций просто нереально освоить все предметы презентаций (например, если в презентации нуждается новая модель компьютеров, то естественно, что специалист по презентации не в состоянии за неделю-другую научиться грамотно ориентироваться в этом предмете), то для заказчика вполне возможно – и необходимо, — обучиться основам создания презентации. Это позволит не только самому создавать презентации, но и, в случае привлечения специалистов, верно сформулировать заказ и проверить качество выполняемой специалистами работы.
             Я не могу гарантировать, что вы с моей помощью научитесь создавать блестящие презентации — все зависит от вашего желания, наклонностей, способностей и фантазии. Однако, вы по крайней мере получите представление — что же это такое, как это нужно делать, и, как минимум, сможете сформулировать задачу для специалиста и проконтролировать качество ее решения. Но если у вас есть способности и фантазия — то сейчас вы делаете первый шаг к созданию успешных презентаций.
Пусть все ваши начинания будут удачны!


А знаете ли вы? Новые технологии, в этом году дешевле уже не будет...

Стоит вспомнить выражение - "Это май-весельчак, это май-чародей веет свежим на нас опахалом!.." Ликвидация ооо в екатеринбурге, верные друзья подсказали!

Стоит вспомнить выражение: "Конвой тоже свободен. Конвой свободен!" Изолента - хорошие люди рассказали.

Комментариев нет:

Отправить комментарий